Администрация МО "Старомаклаушинское сельское поселение"
муниципальное образование "Старомаклаушинское сельское поселение" Майнского района Ульяновской области

Заседание Совета по науке и образованию

Заседание Совета по науке и образованию.

В.Путин: Уважаемые друзья, добрый день!

Мы по традиции проводим заседание нашего совета в День российской науки. Он установлен в честь основания нашей Академии наук, и сегодня ей исполняется 300 лет.

Прежде чем начать работу, хотел бы поздравить и с профессиональным праздником, и с юбилеем Академии членов совета, а также ваших коллег, соратников, по сути, всех российских учёных. И конечно, всех наших граждан, интересам которых призвана служить наука. Хочу поздравить с этим событием. 300 лет! Это значимая, круглая дата. Наука в прямом смысле слова основа развития и прогресса. Вся научно-технологическая сфера имеет ключевое значение для достижения наших национальных целей, для повышения качества жизни людей, для безопасности страны, её суверенитета и самодостаточности.

Смотрите также

Участники заседания Совета по науке и образованию (в режиме видеоконференции)

8 февраля 2024 года

Сегодня, с учётом новых вызовов и задач, нам предстоит определить актуальные подходы, принципы, направления работы в сфере фундаментальных исследований, прикладных разработок на перспективу, на годы вперёд.

Напомню, что на прошлом заседании совета мы договорились внести изменения в Стратегию научно-технологического развития. Сегодня предлагаю обсудить её обновлённую редакцию.

С учётом нашей дискуссии прошу внести необходимые уточнения и дополнения и в недельный срок представить на подпись проект указа об утверждении этого ключевого документа, который, подчеркну и напомню, мы так и договаривались, по своей значимости приравнен к Стратегии национальной безопасности.

Что принципиально важно: решение о корректировке Стратегии было принято с учётом тех глубоких политических, технологических трансформаций, которые происходят в мире, а также беспрецедентного санкционного давления на нашу страну.

Очевидно также, что приоритеты научно-технологического развития должны быть самым тесным образом связаны с ключевыми вызовами и задачами в экономике, в социальной сфере, в области безопасности, направлены на достижение нашего суверенитета в самом широком смысле слова: государственного, ценностного, индустриального и, безусловно, технологического.

Ещё раз подчеркну: по ключевым направлениям – важнейшим для развития страны, для повышения качества жизни граждан – нам необходимо обеспечить себя собственными технологиями, ключевыми компонентами, материалами и средствами производства, наладить выпуск всей линейки необходимой продукции, а там, где у нас есть или могут возникнуть, появиться уникальные компетенции, нужно ставить задачу занять ведущие позиции на глобальных рынках.

Такие подходы чётко зафиксированы в обновлённом проекте Стратегии. Именно ими, этими принципами, мы должны руководствоваться при реализации всей нашей научно-технологической повестки.

В этой связи считаю необходимым сформировать обновлённый перечень наиболее важных и необходимых для страны наукоёмких технологий и в целом актуализировать приоритетные направления развития отечественной науки.

Прошу Правительство совместно с президиумом Совета по науке и образованию подготовить соответствующие предложения, сделать это с учётом долгосрочного прогноза научно-технологического развития. Результаты проделанной работы обсудим уже на следующем заседании совета летом текущего года.

Дополнительно

Новости Совета по науке и образованию

Уважаемые коллеги!

Очевидно, что приоритеты, обозначенные в проекте Стратегии, требуют принципиально новых подходов к финансированию науки.

И здесь выделю ключевую и очевидную вещь: показателем эффективности реализации любой научной программы должны быть именно продукты, технологии, качественные изменения в экономике, в жизни людей.

Могу сказать, что у нас уже есть позитивный опыт, когда общими усилиями государства, науки, бизнеса удалось добиться именно таких, значимых, востребованных, результатов.

Можно привести много примеров, но, что касается такой сферы, как продовольственная безопасность, после фактического провала, утраты отрасли отечественной селекции в 90-х годах прошлого века сейчас у нас растёт число отечественных птицефабрик, которые разводят нашу собственную мясную породу кур, специалисты знают об этом, «Смена-9». Её выведение – грандиозный успех российских учёных и селекционеров.

Другое значимое, совсем из другой области, достижение – в области ядерной энергетики. «Росатом» уже начал монтаж первого в мире энергокомплекса с замкнутым топливным циклом, без ядерных отходов. В его основе – абсолютно новые принципы и новейшие экологичные технологии как традиционной атомной, так и термоядерной энергетики.

По другим направлениям нашего развития мы также обязаны выходить на весомые, убедительные результаты, а контроль за их достижением, соблюдением установленных сроков должен быть максимально жёстким. В том числе нужно использовать эффективные механизмы при распределении средств, выделяемых на науку.

И в этой связи скажу о Российском научном фонде. Его стратегию развития мы также сегодня обсудим. Отмечу, что РНФ традиционно предъявляет строгие требования к отбору проектов и к самим результатам исследований, демонстрирует лучшие практики научной экспертизы, и потому принципиально важно, чтобы фонд и дальше работал как действенный инструмент поддержки учёных, в том числе молодых – тех, кто только начинает свой путь в науке.

Мы расширили мандат РНФ. Помимо поддержки фундаментальных исследований фонд с 2023 года финансирует ключевые прикладные проекты.

Здесь также есть существенные результаты. В прошлом году за счёт новых технических решений удалось значительно увеличить производство сверхвысокочастотной электроники, а совсем скоро планируется вывод на рынок первых изделий на основе отечественных фотонных интегральных микросхем, что позволит России наращивать свою самодостаточность в области электроники. Правительство сейчас много занимается этими вопросами.

Такие результаты получены в том числе благодаря плодотворному взаимодействию с крупнейшими компаниями, с Минпромторгом. В этой связи прошу и другие министерства, ведомства, госкорпорации так же активно сотрудничать, выстраивать долгосрочное партнёрство с Российским научным фондом.

В этой связи предлагаю осуществлять конкурсный отбор проектов в гражданской сфере преимущественно через Российский научный фонд. Это первое.

Второе. Считаю, что нужно увеличить финансирование прикладных проектов, которые поддерживает фонд. Причём сделать это не за счёт перераспределения ресурсов госпрограммы научно-технологического развития, а подумать над дополнительными источниками.

Понимаю, только вчера мы с Правительством говорили про бюджет, говорили о наших приоритетах. Это непростая задача. Но всё-таки об этом нужно думать и нужно двигаться в этом направлении. При этом необходимо сохранить объём поддержки фундаментальных программ фонда.

И в целом хотел бы сказать о финансировании отечественной науки. По объёму государственных расходов на науку наша страна занимает одно из ведущих мест в мире. Сейчас не буду говорить, где именно она находится, но в целом это справедливое замечание, на одном из ведущих мест в мире. Отмечу вместе с тем, что общий объём госрасходов на научные исследования и разработки гражданского назначения в ближайшие три года превысит полтора триллиона рублей.

В бюджете на текущий год мы, конечно, прибавили средства на развитие науки. Но те, кто занимается финансированием, да и наукой, понимают, что в реальном выражении расходы на науку всё-таки снижаются немножко, немножко снизились, имею в виду необходимую поправку на инфляцию, и в процентах от ВВП.

Поэтому прошу Правительство проработать вопрос о расширении финансовой поддержки российской науки. Это очень важный вопрос. Фундаментальные вещи, без решения которых нам невозможно будет двигаться ни по одному направлению. И достижение национальных целей развития, о которых мы всё время говорим, и правильно делаем, тоже без решения задач в сфере, которую мы рассматриваем сегодня, вряд ли удастся, вряд ли удастся добиться тех целей, которые мы перед собой ставим, той высокой планки, которую мы ставим перед собой.

Давайте перейдём к повестке дня. Слово – заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрию Николаевичу Чернышенко. Пожалуйста, прошу Вас, Дмитрий Николаевич.

Д.Чернышенко: Спасибо большое.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Стратегия научно-технологического развития была утверждена Вами ещё в 2016 году и доказала свою эффективность, своевременно обозначив глобальные вызовы, которые стоят перед наукой. Это позволило правильно расставить научные приоритеты и сконцентрировать усилия на критически значимых направлениях.

Для ответа на вызовы, которые были обозначены в Стратегии, в соответствии с Вашим указом в 2018 году был сформирован национальный проект «Наука и университеты». Его инструменты обеспечили поддержку и кооперацию ведущих научных коллективов и внедрение разработанных ими решений в нашу экономику. Благодаря мероприятиям национального проекта также удалось существенно обновить приборную базу ведущих научных организаций до 50 процентов, а также, например, в 2023 году, впервые в истории нашей страны, переломить тенденцию сокращения численности исследований.

В 2022 году мы все столкнулись с беспрецедентным давлением на нашу научную сферу, и ключевая цель санкций была отрезать нашу страну от передовых технологий. Год назад на совете Вы поручили внести обновление Стратегии, и по Вашему поручению Минобрнауки совместно с Академией наук, Курчатовским институтом, профильными ведомствами подготовило новую редакцию Стратегии, которая уточняет её основные положения. Проект также был существенно доработан редакционной группой по поручению президиума Совета по науке и образованию.

Во-первых, в качестве ключевой задачи мы отразили, как Вы и сказали, обеспечение всех видов суверенитета. Это одна из шести задач, которую Вы дали Правительству в 2022 году, одна из них – технологический суверенитет, и мы понимаем под ним наличие в стране под нашим национальным контролем критических и сквозных технологий, собственных линий разработки, условий производства продукции на их основе, которые обеспечивают устойчивую возможность государства и общества достигать национальных целей и реализовывать наши национальные интересы. А для этого Правительством по Вашему поручению уже принят ряд мер, в соответствии с ними утверждена была, например, концепция технологического развития, и в соответствии с ней запущен ряд конкретных проектов.

По Вашему поручению реализуется десять проектов развития сквозных технологий, такие как новые материалы, нейротехнологии, искусственный интеллект и так далее на основе соглашения между Правительством и компаниями-лидерами.

Определены также 11 крупных, мы их называем «мегапроекты», проектов технологического суверенитета в таких критически значимых отраслях, как станкостроение, микроэлектроника, беспилотники, малотоннажная химия, двигателестроение и другие, причём в каждом таком проекте Правительством утверждена методология, – совместно с Денисом Валентиновичем и мною, – которая определяет потребности в кадрах и НИОКР для каждого проекта.

Принят также Федеральный закон о развитии малых технологических компаний. Есть реестр, где они все указаны, ведётся работа также по созданию технологических холдингов.

Во-вторых, мы предлагаем уточнить, как Вы поручили, большие вызовы и приоритеты научно-технологического развития. Новые вызовы связаны прежде всего, конечно, с трансформацией миропорядка, которая происходит.

Мы видим переход к многополярному миру, и для ответа на вновь возникшие угрозы и вызовы мы предлагаем расширить перечень приоритетов научно-технологического развития с учётом технологий, таких как природоподобные технологии, генетика, искусственный интеллект, большие данные, а также ответ на вечные гибридные угрозы безопасности.

Владимир Владимирович, предлагается также в Стратегии отразить механизм, который предусматривает формирование под каждый проект перечня необходимых для его достижения перспективных, в том числе и критических, технологий.

В-третьих, предлагается отразить в Стратегии систему управления, которая де-факто уже сформирована за последние три года в соответствии с Вашими отдельными поручениями, и отразить функции созданной Вашим указом Правительственной комиссии по научно-технологическому развитию.

Ещё с учётом возросшей роли Российской академии наук мы предлагаем создать при комиссии научно-технический совет под руководством Геннадия Яковлевича Красникова, который обеспечит экспертное и научное сопровождение. Кроме того, в Стратегии предлагается закрепить институт заместителей и руководителей ведомств, которые персонально ответственны за научно-технологическое развитие в своих сферах кураторства и деятельности. Он уже по Вашему как раз поручению тоже был сформирован. Теперь его необходимо нормативно закрепить, чтобы была унификация обязанностей таких заместителей и требований к ним.

Кроме того, в соответствии с Вашим поручением предусмотрено нормативное закрепление института головных научных организаций, что даст возможность формировать единые требования к таким организациям, определить порядок их назначения. Мы, конечно, будем ориентироваться в том числе на колоссальный опыт Курчатовского института, головной научной организации по многим ключевым программам, например, ФНТП в области генетики, сельского хозяйства, синхротронных исследований.

Реализация Стратегии будет осуществляться через исполнение государственной программы, программа № 47 – «Научно-технологическое развитие», в которой по Вашему поручению уже консолидированы средства на научные исследования и собраны все меры поддержки исследований и разработок.

Уважаемый Владимир Владимирович, прошу Вас поддержать в целом новую Стратегию, редакцию Стратегии в соответствии с тем, что Вы сказали, в течение недели, если сейчас прозвучат какие-то дополнения, оперативно доработаем и внесём Вам проект указа.

Спасибо, доклад окончен.

В.Путин: Спасибо. Пожалуйста, Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков.

В.ФальковУважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!

В продолжение вопроса о корректировке Стратегии научно-технологического развития я хочу доложить о развитии конкурсного финансирования исследований и разработок.

За 6 лет, с 2017-го по 2023 год, фактические расходы федерального бюджета на поддержку исследований и разработок выросли на 68 процентов – с 355 до 597 миллиардов рублей, а конкурсная поддержка – с 32 до 146 миллиардов рублей. Её доля в расходах на науку увеличилась с 9 до 24 процентов. Это свидетельствует о том, что наряду с государственным заданием и закупками грантовая поддержка является одним из основных востребованных способов финансирования науки. Палитра инструментов конкурсного финансирования также постоянно расширялась: с 6 инструментов в 2017 году до 29 инструментов в 2024 году. Общий объём финансирования в текущем году составит 166 миллиардов.

Подробнее остановлюсь на четырёх основных направлениях грантовой поддержки и предложениях по их совершенствованию.

Первое. Вы уже отметили, опыт развития грантовой поддержки Российского научного фонда. В 2019 году завершилось объединение государственных научных фондов и интеграция грантовой поддержки в систему РНФ. Объём имущественного взноса в РНФ увеличился с 22,9 миллиарда рублей в 2019 году до 31,6 миллиарда рублей на фундаментальные исследования в 2024 году.

Уважаемый Владимир Владимирович, по итогам прошлого заседания совета Вами дано поручение расширения возможности РНФ по финансированию не только фундаментальных и поисковых, но и опытно-конструкторских и технологических работ. В рамках апробации нового инструмента в 2023 году фонду было выделено 1,5 миллиарда рублей на прикладные исследования по микроэлектронике. Целевым заказчиком выступил Минпромторг России. Принципиальным условием выделения средств в рамках данного направления поддержки является наличие конкретного предприятия, которое может взять на себя обязательство по обеспечению выпуска наукоёмкой продукции, то есть гарантию использования полученных научных результатов.

Фонд обеспечил соответствующее правовое сопровождение, перенастроил систему экспертизы и запустил пилотные проекты с нашими ведущими технологическими компаниями. При этом общее время от момента принятия решений до запуска проектов по итогам конкурсных процедур составило менее трёх месяцев. В текущем году объём поддержки этих проектов составит 2,5 миллиарда рублей.

Важно отметить, что интерес, который в настоящее время проявляет бизнес, превосходит текущие финансовые возможности фонда, в связи с чем тиражирование полученного опыта в других отраслях, значимых для достижения технологического суверенитета, возможно при увеличении имущественного взноса в РНФ для поддержки перспективных прикладных научных исследований и разработок по всей линейке стратегических инициатив.

Второе – обновление приборной базы научных и образовательных организаций.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вами в 2018 году была поставлена задача обновить к концу 2024 года не менее 50 процентов приборной базы ведущих научных и образовательных организаций. Эта задача была сформулирована в Указе № 204. Задача успешно выполняется в рамках национального проекта «Наука и университеты». Наконец, с 2023 года доля обновления уже превышает 50 процентов. К концу текущего, 2024 года составит около 60 процентов.

При этом начиная с 2021 года мы последовательно наращиваем требования к проценту закупаемого организациями отечественного оборудования. В текущем году – не менее 25 процентов. Качество результатов научной деятельности напрямую зависит от условий работы учёного, наличия современного оборудования. Предлагаем сохранить данную меру поддержки, при этом установить требования по закупаемым научным приборам российского производства на уровне не менее 50 процентов.

Важно также отметить, что выполнение этой задачи возможно благодаря реализации с 2023 года федерального проекта, отдельного нового федерального проекта по развитию отечественного приборостроения для научных исследований, разработанного по Вашему поручению. В настоящее время совместно с Российской академией наук прорабатываем подходы по реализации данного инструмента в следующем цикле.

Третье – реализация стратегических инициатив Президента в научно-технологической сфере.

Инструменты грантовой поддержки играют важную роль и в реализации президентских стратегических инициатив в научно-технологической сфере. Речь идёт о федеральных научно-технических программах и важнейших инновационных проектах. Так, в соответствии с Вашим указом с 2019 года реализуется ФНТП развития гентехнологий, в рамках которой за счёт грантовой поддержки созданы и функционируют три центра геномных исследований по четырём направлениям программы: «Биобезопасность и обеспечение технологической независимости», «Генетические технологии для развития сельского хозяйства», «Генетические технологии для медицины», «Генетические технологии для промышленной микробиологии».

В целях развития грантового финансирования в дополнение к созданным центрам мирового уровня с 2021 года осуществляется целевая грантовая поддержка 15 проектов по созданию и развитию всех типов биоресурсных коллекций – в них участвуют более 50 организаций, и 22 исследовательских программ – в них участвуют 90 научных и образовательных организаций. Одним из мероприятий исследовательских программ впервые на системной основе в нашей стране стало развитие научного волонтёрства. Это позволило вовлечь во все эти мероприятия свыше 32,5 тысячи волонтёров, вовлечь школьников и студентов в исследования, повысить их мотивацию, сделать профессиональный выбор в пользу генетики. Этот опыт был успешно масштабирован в рамках одной из инициатив в объявленном Вами Десятилетии науки и технологий.

Обсуждая вопросы развития конкурсных инструментов поддержки, важно на будущее предусмотреть применение единых подходов к отбору и реализации проектов. Это предоставит возможность гибкого управления ресурсами, то есть предлагается формирование единой субсидии на научные исследования и разработки на реализацию всех стратегических инициатив Президента Российской Федерации в научно-технологической сфере.

И наконец, четвёртое. Создание лабораторий под руководством молодых перспективных исследователей, отбор которых осуществляется на конкурсной основе. Данный инструмент зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных механизмов привлечения и закрепления молодёжи в науке.

В рамках национального проекта «Наука и университеты» создано 940 таких лабораторий, и хотел бы отметить, что в текущем году 30 таких лабораторий начнут функционировать в научных и образовательных организациях в воссоединённых субъектах Российской Федерации. При отборе учитывается не только научная значимость проекта, но и запрос реального сектора экономики, а также привлекается отраслевое академическое экспертное сообщество. Отмечу, что данный инструмент востребован у молодых исследователей. В среднем конкурс составляет около пяти заявок на одну лабораторию, а по отдельным направлениям доходит до девяти-десяти. Многие лаборатории отобраны три-четыре года назад и, проводя анализ их деятельности, мы видим, что они, с одной стороны, дают возможность закрепиться в науке начинающим исследователям, но, что самое важное, через эти лаборатории мы получаем востребованный отраслями результат.

Подводя итоги, необходимо отметить, что за последние годы механизмы грантовой поддержки обеспечили широкий арсенал инструментов и возможность концентрации исследований на заданных стратегических приоритетах. Поэтому полагаю необходимым рассмотреть возможность сохранения мер поддержки научных исследований за пределами 2024 года, в том числе в составе стратегических инициатив Президента в научно-технологической сфере в новых редакциях тех или иных инструментов. И, учитывая полученные результаты, рассмотреть вопрос повышения уровня финансового обеспечения указанных мер.

В завершение, уважаемый Владимир Владимирович, хотелось бы отметить, что в рамках обновления Стратегии научно-технологического развития усиливается роль субъектов Российской Федерации в научно-технологической повестке. Начиная с 2021 года, который был объявлен Годом науки и технологии, мы фиксируем устойчивый интерес руководителей регионов к научно-технологической сфере.

Во исполнение Вашего поручения по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию, который состоялся в феврале 2020 года, ежегодно, начиная с 2022 года, Комиссией по научно-технологическому развитию формируется национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов и проводится анализ региональных программ, связанных с поддержкой науки, выявлением и тиражированием лучших практик и оценкой усилий регионов по научно-технологическому развитию.

Значимая роль в программах отводится инструментам конкурсной поддержки. Здесь хорошим примером служат региональные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности, созданные, например, в Санкт-Петербурге, Московской и Тульской областях, Республике Татарстан и других регионах.

Именно развитие инструментов грантового финансирования с учётом научно-производственной специфики региона будет способствовать усилению роли субъектов в достижении технологического суверенитета России.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, Геннадий Яковлевич Красников, Академия наук.

Г.Красников: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета по науке и образованию!

Я также хотел бы остановиться на развитии конкурсного финансирования исследований и разработок в соответствии со Стратегией научно-технологического развития – проект, который сегодня докладывал Дмитрий Николаевич.

Сегодня почти половина всех бюджетных средств (47 процентов), которые выделяются на исследования и разработки, идут на выполнение госзаданий.

В связи с этим мы совершенствуем механизм формирования госзадания. При формировании тематик исследований мы к существующим критериям (публикационная активность) добавили новый критерий – востребованность научных результатов, который отвечает сегодняшним реалиям. Это также согласуется с обсуждаемым проектом Стратегии научно-технологического развития, в формировании которого Академия наук принимает самое активное участие и где уже прописано понятие «квалифицированный заказчик».

Также мы меняем подход к постановке тематик научных работ. Раньше институты сами выбирали себе тематики из предлагаемых Академией приоритетов. Однако наш анализ показал, что в таком случае только треть из всего списка приоритетов оказывается оплачена. Текущая ситуация требует от нас более глубокого планирования научных исследований, поэтому там, где на одну тематику подаётся сразу же несколько заявок от института (иногда это до 60 и более), мы будем проводить рейтингование, отбирать самые лучшие работы. А институтам, чьи работы оказались ниже по рейтингу, мы будем рекомендовать другие темы, рекомендованные тематическими отделениями Академии наук в соответствии с их научными компетенциями. Таким образом, мы будем охватывать все направления исследований и более эффективно использовать бюджетные ресурсы.

Отдельно хотел несколько слов сказать о научно-методическом руководстве института. Эта тема для нас сейчас центральная. Мы считаем, что все институты, которые находятся под нашим научно-методическим руководством, должны следовать единым правилам и чётко соблюдать рекомендации Академии наук вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Это касается в том числе выбора тематик научных исследований, совершенствования приборной и аналитической базы, а также рекомендаций Академии наук по кадровым вопросам.

Несколько слов ещё об одном важном направлении конкурсного финансирования, это шестая подпрограмма, – по финансированию фундаментальных и поисковых исследований в интересах обороны страны и безопасности государства. Она стартовала в октябре прошлого года. В этом большая заслуга вице-премьеров Чернышенко Дмитрия Николаевича и Мантурова Дениса Валентиновича.

При её подготовке мы уже выбрали правильный подход. У нас с самого начала был определён квалифицированный заказчик по каждой работе, учтены соответствующие создающиеся технологические цепочки. В рамках этой подпрограммы по приоритетам научных исследований на конкурсной основе отбирают у нас экспертные группы научно-координационного совета. В них кроме членов Академии входят представители силовых структур: Минобороны, ФСБ и других, генеральные конструкторы и руководители приоритетных технологических направлений.

Ещё одна очень важная программа – это финансирование крупных научных проектов, объём финансирования которых составляет 100 миллионов рублей в год. Учитывая предыдущий положительный опыт, мы вместе с Минобрнауки запустили новый конкурс с финансированием более 4 миллиардов в год с этого года.

На научных советах при президиуме РАН мы определили критерии отбора и детализировали направления научных исследований с учётом востребованности результатов работы и новых возможностей кооперации научных организаций. Сейчас рассматриваем поступившие по конкурсу темы. Могу сказать, что подано более 300 заявок и охватывает более 1000 организаций. Есть ещё несколько других направлений финансирования. Это Российский научный фонд, научные центры мирового уровня, Фонд перспективных исследований.

Учитывая, что о Российском научном фонде Валерий Николаевич уже рассказал, добавлю, что Академия наук активно также участвует в формировании тематик фонда, также работаем и с Фондом перспективных исследований в процедурах конкурсного отбора при финансировании исследований и разработок.

В заключение хотел бы сказать, что сегодня мы вместе с Минобрнауки работаем в полном взаимопонимании, у нас начали также проводиться оперативные совещания с участием руководства Академии и Министерства. Также полное взаимопонимание идёт с Управлением по научно-образовательной политике Администрации Президента, и мы стараемся сегодня многие вопросы решать в рабочем порядке.

Спасибо за внимание!

В.Путин: Благодарю Вас.

Пожалуйста, Андрей Александрович [Фурсенко], помощник Президента.

А.Фурсенко: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Мы начали говорить о Стратегии. Я хочу ещё раз подчеркнуть, что с самого начала разработки Стратегия являлась рамочным документом, определяющим цели, основные принципы, направления, этапы, ожидаемые результаты научно-технологического развития. Но с самого начала, конечно, предполагалось, что Стратегия должна быть дополнена соответствующими конкретными механизмами реализации.

За время работы Стратегии в рамках реализации были созданы системные условия для научно-технологического развития в ответ на внешние вызовы, сформирована цельная вертикаль управления, система планирования и реализации научно-технической политики, её ядро, как уже было сказано, – это единая госпрограмма «Научно-технологическое развитие» и правительственная комиссия под руководством Дмитрия Николаевича Чернышенко. Большую работу в рамках реализации Стратегии проводит Академия наук.

Хочу отметить, что главной сложностью в этой работе была и остаётся ускоренная перестройка всей системы под актуальные задачи, не терпящие отлагательства. И сегодня, начиная с 2022 года, эти задачи усложнились и частично изменились. За время существования Стратегии нам были предложены новые инструменты, они показали свою эффективность.

Я хотел бы в первую очередь упомянуть федеральные научно-технические программы. Две программы по сельскому хозяйству и по генетике, руководители советов которых присутствуют сегодня на совете, показали свою эффективность. Также достаточно успешно работают упомянутые Вами проекты Российского научного фонда. Но главной проблемой было и остаётся переход оригинальных научных идей к технологиям и соответствующая реализация технологий в виде производства конкретных продуктов.

Так, фокус Стратегии сохраняется на самом сложном, высокорисковом этапе технологического цикла, как с минимальными, в первую очередь временными затратами – в первую очередь именно временными сегодня, даже не денежными, – создать такую наукоёмкую технологию, которая могла бы обеспечить не только импортозамещение, но и опережающее развитие ключевых для России отраслей. Речь идёт именно о начальном этапе этого процесса. У нас вообще процесс развития технологий от фундаментальных исследований до производства характеризуется ступенями уровней развития технологий. Так вот, в этом плане то, что мы сейчас обсуждаем, касается в первую очередь, наверное, первых пяти уровней. И крайне важно, как говорится, чтобы бесшовная связка была этих уровней со следующими уровнями, о которых уже идёт речь, сначала о пилотных, а потом о масштабных партиях той или иной продукции. Но без этого первого цикла, в котором всегда, ещё в Советском Союзе, были действительно сложные проблемы, нам не обойтись. Именно на это направлена сегодня новая редакция Стратегии.

Причём новый виток обострения внешнеполитического слоя поставил перед нами задачу ускоренной разработки отечественных наукоёмких решений не только по жизненно важным для нас направлениям, но и по тем направлениям, которые в будущем обеспечат конкурентоспособность страны. На решение этих задач Стратегия именно и нацелена.

И я хочу сказать ещё одну вещь, что так же, как и предыдущие версии, Правительство готовило её в тесной связке не только с президиумом нашего совета, но и с научным сообществом, и с представителями бизнеса. И тот документ, который сегодня находится на Вашем столе, на столе членов совета, является результатом достаточно сложной работы, в каких-то вопросах неких компромиссных решений, которые тем не менее позволяют, как нам представляется, выйти на поставленные выше результаты.

Доклад закончил. Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое.

Уважаемые коллеги!

Есть возможность у каждого из участников нашей сегодняшней встречи высказаться, сформулировать свою точку зрения, свою позицию по поводу дальнейшей нашей совместной работы по тем приоритетным направлениям, о которых сейчас было сказано.

Но мне бы хотелось послушать, что думают об этом люди, которые непосредственно исполняют на местах, организуют эту работу: с уровня заведующего лабораторией, научного сотрудника, директора лицея. В данном случае я имею в виду Никитина Максима Петровича, он не просто научный сотрудник, он ведущий научный сотрудник.

Максим Петрович, пожалуйста.

М.Никитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Безусловно, мне кажется, эта корректировка, или новая редакция Стратегии, фокусирующаяся на «бесшовности» трансляции от задумки какого-то исследования до результата, – это очень важно. Я бы ещё отметил некоторые пункты весьма конкретные, которые уже дальше немножко смотрят, когда мы заходим и начинаем думать о продажах конкретных приборов научных и так далее.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie